5. Образовательная программа "Школа для больных, перенесших острый ИМпST, и их родственников
Образовательная программа «Школа для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» - вторая важная составляющая в комплексной реабилитации и вторичной профилактике у больных, перенесших ОИМ (доказательность: класс I, уровень А). При отсутствии образовательной программы никогда не удастся использовать в полной мере преимущества и достоинства самых эффективных лекарств и других методов терапевтического воздействия.
Проблема правильного и полного приёма лекарств стала одной из основных в практической медицине. Доказано, что неэффективность медикаментозного лечения в половине случаев объясняется неправильным отношением больных к предписанным средствам (произвольное уменьшение дозы препарата, самопроизвольные перерывы в их приёме, даже элементарное неиспользование этих препаратов). По сути дела таким поведением больные вредят саммит себе. Основные причины этого явления – отсутствие мотивации со стороны больного к правильному приёму лекарств, прежде всего, из-за недостатка информации о важности и пользе лечения. Так в медицине возникло понятие о приверженности больного лечению. Была установлена тесная связь между приверженностью (комплайнсом) лечению и его эффективностью.
45
Несмотря на неопровержимую очевидность связи: «приверженность назначениям врача и эффективность лечения» до настоящего времени эта проблема – особенно в поликлинических условиях – остается нерешенной.
Отметим, что служба реабилитации предусматривает образовательную часть, а именно «Школу для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников».
Образовательная программа для больных считается одним из важных разделов кардиореабилитации. В рамках «Школы для больных…» проводятся специальные занятия (см. раздел 3.1., 3.2.1.).
Цель «Школ для больных...» - информировать пациентов о факторах, негативно влияющих на течение заболевания и прогноз, и о необходимости приема лекарств, обучения более здоровым поведенческим привычкам и стереотипам, повышения понимания больным его собственной роли в восстановлении своего здоровья и сохранения его на должном уровне. Достигается это путем точного и полного выполнения врачебных рекомендаций, как в отношении медикаментозных, так и немедикаментозных методов (программы ФТ, психологическая реабилитация, соблюдение антиатеросклеротической диеты, модификация ФР).
5.1. Роль фармацистов
Для существенного повышения мотивации к тщательному выполнению врачебных рекомендаций и соответственно повышению приверженности им в некоторых странах используют так называемых фармацистов.
Фармацист - лицо с фармацевтическим образованием. Его роль сводится к разъяснению больным значения назначаемого лекарственного средства, его особых свойств, механизма действия, лечебных эффектов и сроков их появления и т.д. Участие фармацистов по программе «Школа для больных…» значительно усиливает мотивацию больных к правильному лечению и повышению комплайнса. Установлено, что лечащий врач для объяснения больному значения предписанных методов лечения и реабилитации располагает всего лишь 1-2 минутами в то время, как по программе «Школа для больных…» этой теме посвящается не одно занятие. Эти сведения и рекомендации, полученные больным в условиях, когда он находится на грани жизни и смерти, врезаются в его память золотыми буквами и приводят к высокому комплайнсу. В Великобритании установлено, что непрерывный, продолжительный (до 8 лет) прием современной «четвёрки» стратегически важных лекарств (статина, ацетилсалициловой кислоты, БАБ, иАПФ) приводит к снижению общей смертности на 83%.
46
Сочетание «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» и регулярные ФТ значительно повышают клиническую эффективность кардиореабилитации.
5.2. Задачи образовательной Школы
Образовательная работа с пациентом рассматривается как продолжительный и непрерывный процесс, начинающийся с бесед с пациентов в БРИТ. «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» должны организовываться на базе отделения реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения разного уровня – стационарах, кардиологических диспансерах, центрах кардиологической реабилитации, поликлиниках.
«Школа для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» – это совокупность средств и методов индивидуального и/или группового воздействия на пациентов с целью повышения уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Организация «Школы для больных...» увеличивает охват пациентов, обеспечивает доступность и повышает качество кардиореабилитационной помощи после ИМ.
Занятия в «Школе для больных…» проводят врачи-кардиологи, кардиологи – реабилитологи, врачи общей (семейной) практики. При необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий (психологи, диетологи и другие). К организации и проведению занятий в «Школе для больных…» активно привлекается средний медицинский персонал (медицинские сестры, фельдшера), что важно для жителей сельской местности.
Задачами «Школы для больных…» являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его ФР с целью формирования у них адекватных представлений о причинах заболевания и понимания факторов, влияющих на прогноз;
- повышение приверженности больных выполнению рекомендаций врача и реабилитационных мероприятий;
- обучение больных и их близких навыкам самоконтроля состояния и оказания первой доврачебной помощи;
- повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья и формирование у него высокой мотивации к участию в программах реабилитации;
- формирование у пациента умений по преодолению негативных для здоровья стереотипов поведения.
47
Обучение в «Школе для больных…» не только дает больным необходимые знания и практические навыки, но и обеспечивает им необходимую социальную поддержку, как со стороны медицинских работников, так и со стороны других пациентов. Все это способствует улучшению качества жизни, сохранению и восстановлению трудоспособности.
5.3. Методы работы в «Школе для больных…»
В рамках «Школы для больных…» проводится индивидуальное собеседование (преимущественно на первом этапе реабилитации) и формируются группы пациентов (второй, третий этап реабилитации). Медицинским работникам для более успешного проведения занятий рекомендуется составить предварительно конспект бесед с больными и разработать план каждого занятия в рамках «Школы для больных…». В ходе занятий должны использоваться интерактивные формы обучения (вопросы-ответы, краткие тесты, обмен опытом, занятия по практическим навыкам и др.). Возможно создание постоянно действующей информационно-образовательной системы в режиме on-linе, а также дистанционные консультации с использованием интернет-технологий. В рамках «Школы для больных…» больным предоставляется наглядный информационно-образовательный материал в виде памяток или буклетов, что способствует повышению приверженности и выполнению назначений.
Среди рекомендуемых тем занятий «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» можно выделить следующие:
- Факторы риска, способствующие развитию и прогрессированию ССЗ.
- Атеросклероз – основная причина развития ИБС и ее осложнения – ИМ.
- Клинические симптомы ИМ и его возможные осложнения.
- Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (ИМ).
- Принципы кардиореабилитации в стационаре и на амбулаторном этапе
- Питание после ИМ.
- Курение и его негативное влияние на прогноз жизни и развитие осложнений.
- Двигательная активность и ежедневные бытовые нагрузки.
- Преодоление негативных эмоций и стресса.
Больные, прошедшие обучение в «Школе для больных…» должны находиться на постоянном контроле врача. При этом, очень важны преемственность и согласованность в действиях и советах врачей, участвующих в реабилитации больного после перенесенного ИМ.
48
Перейти к началу и оглавлению «Российские клинические рекомендации 2014»
Перейти к разделу «1. Введение.»
Перейти к разделу «3. Практические методы поэтапной кардиореабилитации.»
Перейти к разделу «4. Физическая реабилитация, перенесших острый ИМпST.»
Перейти к разделу «6. Психологическая (психосоциальная) реабилитация при остром ИМпST.»
Перейти к разделу «7. Восстановление сексуальной активности после перенесенного ИМпST.»
Перейти к разделу «8. Вторичная профилактика после перенесенного острого ИМпST.»
Перейти к разделу «9. Приложения - комплексы лечебной гимнастики и схемы физических тренировок.»
Перейти к разделу «10. Список основной литературы.»