на главную
5. Образовательная программа "Школа для больных, перенесших острый ИМпST, и их родственников

5. Образовательная программа "Школа для больных, перенесших острый ИМпST, и их родственников

 

      Образовательная программа «Школа для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» - вторая важная составляющая в комплексной реабилитации и вторичной профилактике у больных, перенесших ОИМ (доказательность: класс I, уровень А). При отсутствии образовательной программы никогда не удастся использовать в полной мере преимущества и достоинства самых эффективных лекарств и других методов терапевтического воздействия.
      Проблема правильного и полного приёма лекарств стала одной из основных в практической медицине. Доказано, что неэффективность медикаментозного лечения в половине случаев объясняется неправильным отношением больных к предписанным средствам (произвольное уменьшение дозы препарата, самопроизвольные перерывы в их приёме, даже элементарное неиспользование этих препаратов). По сути дела таким поведением больные вредят саммит себе. Основные причины этого явления – отсутствие мотивации со стороны больного к правильному приёму лекарств, прежде всего, из-за недостатка информации о важности и пользе лечения. Так в медицине возникло понятие о приверженности больного лечению. Была установлена тесная связь между приверженностью (комплайнсом) лечению и его эффективностью.

45

 

      Несмотря на неопровержимую очевидность связи: «приверженность назначениям врача и эффективность лечения» до настоящего времени эта проблема – особенно в поликлинических условиях – остается нерешенной.
      Отметим, что служба реабилитации предусматривает образовательную часть, а именно «Школу для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников».
      Образовательная программа для больных считается одним из важных разделов кардиореабилитации. В рамках «Школы для больных…» проводятся специальные занятия (см. раздел 3.1., 3.2.1.).
      Цель «Школ для больных...» - информировать пациентов о факторах, негативно влияющих на течение заболевания и прогноз, и о необходимости приема лекарств, обучения более здоровым поведенческим привычкам и стереотипам, повышения понимания больным его собственной роли в восстановлении своего здоровья и сохранения его на должном уровне. Достигается это путем точного и полного выполнения врачебных рекомендаций, как в отношении медикаментозных, так и немедикаментозных методов (программы ФТ, психологическая реабилитация, соблюдение антиатеросклеротической диеты, модификация ФР).

5.1. Роль фармацистов
      Для существенного повышения мотивации к тщательному выполнению врачебных рекомендаций и соответственно повышению приверженности им в некоторых странах используют так называемых фармацистов.
      Фармацист - лицо с фармацевтическим образованием. Его роль сводится к разъяснению больным значения назначаемого лекарственного средства, его особых свойств, механизма действия, лечебных эффектов и сроков их появления и т.д. Участие фармацистов по программе «Школа для больных…» значительно усиливает мотивацию больных к правильному лечению и повышению комплайнса. Установлено, что лечащий врач для объяснения больному значения предписанных методов лечения и реабилитации располагает всего лишь 1-2 минутами в то время, как по программе «Школа для больных…» этой теме посвящается не одно занятие. Эти сведения и рекомендации, полученные больным в условиях, когда он находится на грани жизни и смерти, врезаются в его память золотыми буквами и приводят к высокому комплайнсу. В Великобритании установлено, что непрерывный, продолжительный (до 8 лет) прием современной «четвёрки» стратегически важных лекарств (статина, ацетилсалициловой кислоты, БАБ, иАПФ) приводит к снижению общей смертности на 83%.

46

 

      Сочетание «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» и регулярные ФТ значительно повышают клиническую эффективность кардиореабилитации.

5.2. Задачи образовательной Школы
      Образовательная работа с пациентом рассматривается как продолжительный и непрерывный процесс, начинающийся с бесед с пациентов в БРИТ. «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» должны организовываться на базе отделения реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения разного уровня – стационарах, кардиологических диспансерах, центрах кардиологической реабилитации, поликлиниках.
      «Школа для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» – это совокупность средств и методов индивидуального и/или группового воздействия на пациентов с целью повышения уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Организация «Школы для больных...» увеличивает охват пациентов, обеспечивает доступность и повышает качество кардиореабилитационной помощи после ИМ.
      Занятия в «Школе для больных…» проводят врачи-кардиологи, кардиологи – реабилитологи, врачи общей (семейной) практики. При необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий (психологи, диетологи и другие). К организации и проведению занятий в «Школе для больных…» активно привлекается средний медицинский персонал (медицинские сестры, фельдшера), что важно для жителей сельской местности.

Задачами «Школы для больных…» являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его ФР с целью формирования у них адекватных представлений о причинах заболевания и понимания факторов, влияющих на прогноз;
- повышение приверженности больных выполнению рекомендаций врача и реабилитационных мероприятий;
- обучение больных и их близких навыкам самоконтроля состояния и оказания первой доврачебной помощи;
- повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья и формирование у него высокой мотивации к участию в программах реабилитации;
- формирование у пациента умений по преодолению негативных для здоровья стереотипов поведения.

47

 

      Обучение в «Школе для больных…» не только дает больным необходимые знания и практические навыки, но и обеспечивает им необходимую социальную поддержку, как со стороны медицинских работников, так и со стороны других пациентов. Все это способствует улучшению качества жизни, сохранению и восстановлению трудоспособности.

5.3. Методы работы в «Школе для больных…»
      В рамках «Школы для больных…» проводится индивидуальное собеседование (преимущественно на первом этапе реабилитации) и формируются группы пациентов (второй, третий этап реабилитации). Медицинским работникам для более успешного проведения занятий рекомендуется составить предварительно конспект бесед с больными и разработать план каждого занятия в рамках «Школы для больных…». В ходе занятий должны использоваться интерактивные формы обучения (вопросы-ответы, краткие тесты, обмен опытом, занятия по практическим навыкам и др.). Возможно создание постоянно действующей информационно-образовательной системы в режиме on-linе, а также дистанционные консультации с использованием интернет-технологий. В рамках «Школы для больных…» больным предоставляется наглядный информационно-образовательный материал в виде памяток или буклетов, что способствует повышению приверженности и выполнению назначений.

      Среди рекомендуемых тем занятий «Школы для больных, перенесших ОИМпST, и их родственников» можно выделить следующие:

- Факторы риска, способствующие развитию и прогрессированию ССЗ.
- Атеросклероз – основная причина развития ИБС и ее осложнения – ИМ.
- Клинические симптомы ИМ и его возможные осложнения.
- Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (ИМ).
- Принципы кардиореабилитации в стационаре и на амбулаторном этапе
- Питание после ИМ.
- Курение и его негативное влияние на прогноз жизни и развитие осложнений.
- Двигательная активность и ежедневные бытовые нагрузки.
- Преодоление негативных эмоций и стресса.

      Больные, прошедшие обучение в «Школе для больных…» должны находиться на постоянном контроле врача. При этом, очень важны преемственность и согласованность в действиях и советах врачей, участвующих в реабилитации больного после перенесенного ИМ.

48

 

Перейти к началу и оглавлению «Российские клинические рекомендации 2014»

 

Перейти к разделу «1. Введение.»

Перейти к разделу «2. Организационные принципы современой системы кардиологической реабилитации в России.»

Перейти к разделу «3. Практические методы поэтапной кардиореабилитации.»

Перейти к разделу «4. Физическая реабилитация, перенесших острый ИМпST.»

Перейти к разделу «5. Образовательная программа "Школа для больных, перенесших острый ИМпST, и их родственников.»

Перейти к разделу «6. Психологическая (психосоциальная) реабилитация при остром ИМпST.»

Перейти к разделу «7. Восстановление сексуальной активности после перенесенного ИМпST.»

Перейти к разделу «8. Вторичная профилактика после перенесенного острого ИМпST.»

Перейти к разделу «9. Приложения - комплексы лечебной гимнастики и схемы физических тренировок.»

Перейти к разделу «10. Список основной литературы.»

 

Главная новость:

2021 год

 

21 июля 2021

ИНТЕРВЬЮ

профессора Давида Мееровича АРОНОВА

Сердце, реабилитация и путь врача

 

В апреле 2021 года вышла книга профессора Давида Мееровича АРОНОВА –

«КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА».

 

Автор книги - основоположник кардиологической реабилитации в России

 

- - - - - -

 

КОНСЕНСУС

Новая коронавирусная инфекционная болезнь COVID-19: особенности комплексной кардиологической и респираторной реабилитации

- опубликовано в журнале «Кардиосоматика» 2021 год № 2, стр. 38 - 101.

Журнал CardioСоматика №2 2021 (читать и скачать в PDF)

 

2020 год

Временные методические рекомендации МЗ РФ.

Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 2 31-07-2020.

 

2019 год

XIII Российская научная конференция с международным участием «РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КАРДИОЛОГИИ» состоялась 21-22 мая 2019 г. в г.Нижний Новгород.

XIII КОНФЕРЕНЦИЯ

 

2017 год

Всероссийская научно-практическая конференция «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» состоялась 16–18 мая 2017 г. в Москве.

 

XII Российская научная конференция с международным участием «РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КАРДИОЛОГИИ» состоялась 20-21 апреля 2017 г. в Москве.

ИТОГИ XII КОНФЕРЕНЦИИ

 

2016 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  (читать и скачать в PDF)

Обеспечение физической активности граждан,имеющих ограничения в состоянии здоровья М.Г.Бубнова, Д.М.Аронов. Под редакцией С.А.Бойцова.

- опубликовано в журнале «Кардиосоматика» 2016 год № 1, стр. 5-50.

Журнал CardioСоматика №1 2016 (читать и скачать в PDF)

 


Читать все новости



Объявление:

Приглашаем Вас к сотрудничеству и участию в работе сайта ROSOKR.



Партнеры:

РКО - Российское кардиологическое общество


EACPR




изготовление сайтов и фирменный стиль - FGPM